Сергей Анатольевич Курехин

, Сергей Анатольевич Курехин
ФИО: Курехин Сергей Анатольевич
Дата рождения: 16 июня 1954 г.
Место рождения: Мурманск
Знак зодиака: Близнецы
Деятельность: Музыкант, композитор, актер, сценарист
Дата смерти: 9 июля 1996 г. (42 года)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Жизненный путь
  • Личная жизнь
  • Гениальный музыкант

Детство и юность

В Мурманске 16 июня 1954 года в семье военного морского флота родился Сергей. Его отец, Анатолий Иванович, был капитаном второго ранга, а мать, Зинаида Леонтьевна, работала в школе учителем математики. Из-за профессии Анатолия Курёхина семья часто переезжала, и спустя четыре года после рождения Сергея, Курёхины отправились в Москву. Тогда в коммунальной квартире маленький Сергей, обладавший удивительным музыкальным слухом, начал играть на рояле. В девятилетнем возрасте одарённый мальчик начал петь и играть в школьном ансамбле.

, Сергей Анатольевич Курехин

Сергей Курехин в детстве

В 1965 году семья снова переезжает, на этот раз в Евпаторию. Там будущий музыкант пойдёт в общеобразовательную школу, где и проучится до конца 10 класса. О музыке он не забудет, будет посещать музыкальную школу и начнёт играть в ансамбле местного дома культуры.

С 1966 года мальчик начал слушать по радио «Голос Америки». Больше всего юному Курёхину нравилась не передача про рок, а предшествующие ей джазовые композиции. Его увлёкла музыка Колтрейна и фри-джаз. Сразу после окончания 10 класса Сергей был вынужден покинуть Евпаторию вместе с родителями.

, Сергей Анатольевич Курехин

Сергей Курехин в молодости

Жизненный путь

  • В 1971 году семья Курёхиных переезжает в Ленинград, куда перевели работать Анатолия Ивановича. Только что окончивший школу Сергей поступает институт культуры имени Н. К. Крупской. Юноша никак не мог определиться с направлением, разрываясь между фортепианным, оркестровым и дирижёрским отделениями, – он пытался учиться одновременно на всех трёх. За плохую успеваемость его несколько раз отчисляли, и в итоге Сергей сам забрал документы из института. Курёхин работает концертмейстером в школе детской художественной гимнастики, но эта работа и мелкие подработки стабильного дохода не приносят.
  • В 1972 году состоялось судьбоносное знакомство Курёхина с поэтом Аркадием Драгомощенко. Они выступали в дуэте: Драгомощенко читал свои стихи, а Сергей аккомпанировал на рояле. С того же года Сергей начал принимать участие в концертах-импровизациях, он посещает ленинградское кафе «Сайгон», популярное место культурной столицы, в котором собирались на поэтические и музыкальные вечера творческие люди. В конце лета Курёхин начинает выступать клавишником, а позже и вокалистом в музыкальной группе «Пост», члены которой исполняли кавер-версии на популярные англоязычные песни.
  • На протяжении 1973 года Сергей продолжал выступать в качестве фронтмена и клавишника группы «Пост». 25 декабря после одного из концертов распадается группа «Санкт-Петербург», и некоторые её участники в декабре создают новую – «Большой железный колокол», куда позовут и Курёхина.
  • Сергея приглашают в «Большой железный колокол» по совету Аркадия Драгомощенко, песни на чьи стихи исполнял лидер группы Николай Корзинин. В начале января 1974 г. пианист становится членом «Большого железного колокола», а уже 20 января выступает в составе этой группы на своём первом рок-фестивале. Мероприятие проходило в доме культуры имени Орджоникидзе. Тогда в зрительном зале сидел Борис Гребенщиков, который сыграет роль в дальнейшей судьбе Курёхина. На январском концерте Курёхин, не имевший своего инструмента, был вынужден играть на электронном органе, который одолжил ему клавишник группы «Земляне».
  • Однако в новой группе Курёхин не задержался. Уже в феврале 1974 из «Большого железного колокола» уходит барабанщик Михаил Кордюков, а вслед за ним, успев отыграть несколько концертов, группу покидает и Курёхин, который так и не получил свой клавишный инструмент. Курёхин работает музыкальным руководителем в театральной студии «Радуга» режиссёра Эрика Горошевского. С середины того же года Сергей начинает посещать репетиции группы «Гольфстрим», чтобы не терять навыков джазового пианиста. Вскоре он стал полноценным участником группы.
  • В августе 1975 года басист «Гольфстрима» Владимир Грищенко получил приглашение в архангельский ВИА «Двинские гитары». На свободные места он позвал и коллег, в том числе и клавишника Курёхина. Следующие 9 месяцев музыканты будут гастролировать по северу и западу СССР, исполняя композиции ансамбля и свои песни.
  • Вернувшись в апреле 1976 года из долгого тура, группа «Гольфстрим» снова обосновалась в Ленинграде. Курёхин принимает участие во встречах музыкантов, играет на официальных и подпольных концертах.
  • В начале 1977 года бывшие участники «Большого железного колокола» предпринимают попытку объединится. В составе вновь собранной группы Курёхин выходит на сцену в марте.
  • Летом 1977 г. Сергей решает получить образование, помимо музыкальной школы. Он поступает в училище имени Мусоргского при Ленинградской консерватории. В то же время пианист знакомится с саксофонистом Анатолием Вапировым, а также начинает сотрудничество с Борисом Гребенщиковым, Владимиром Чекасиным и Ефимом Барбаном. Уже с осени Курёхин вместе с Вапировым начинает репетиции будущих выступлений, на которых они собирались играть экспериментальный джаз.

, Сергей Анатольевич Курехин

Сергей Курехин и Борисом Гребенщиковым

  • В мае 1978 года в Куйбышеве, третьей столице джаза СССР, состоялся фестиваль, в рамках которого выступал ансамбль Анатолия Вапирова, тогда и состоялся дебют Курёхина в составе нового музыкального коллектива. На каждом выступлении Сергей не жалел себя, и мероприятие в Куйбышеве не стало исключением. После выступления у музыканта случился сердечный приступ. Осенью начинаются полноценные гастроли в составе ансамбля Вапирова.
  • В мае 1979 в доме культуры имени Ленсовета открылся Клуб Любителей Современной Музыки. Пианист не пропускал ни одного собрания клуба, и в это время у него появилась идейная основа для создания своей будущей группы. Летом того же года, в июне, Курёхин в письме рассказывал матери о своём плотном графике выступлений. Музыканты давали концерты не только на территории России, но также ездили в Минск, Ригу и Ташкент. Однако творческая непредсказуемость Курёхина шла вразрез с консерватизмом Вапирова, и вскоре клавишник покинул ансамбль.
  • Владимир Чекасин из ансамбля Вапирова продолжал сотрудничество с Сергеем Курёхиным, и в октябре 1980 года их дуэт выступил на сцене дома культуры Ленсовета.
  • 2 апреля 1981 года Курёхин записал свой сольный альбом «Ways of Freedom». В середине того же года Борис Гребенщиков приглашает Курёхина для записи второго студийного альбома группы «Аквариум». Сергей внёс значительный вклад в звучание многих композиций. В то же время Курёхин начинает проект «Crazy Music Orchestra». Каждый концерт он набирал новую группу из знакомых музыкантов. Проект просуществовал около года.
  • С 1982 по 1983 годы Курёхин вливается в коллектив группы Гребенщикова, начинает принимать участие в выступлениях «Аквариума» и выступать в качестве приглашённого музыканта в записи новых альбомов.
  • В 1984 г. Сергей Курёхин воплотил в жизнь идею собственной группы. «Поп-механика» представляла собой непостоянный коллектив музыкантов, артистов и художников, чьи представления включали элементы перформанса. Первое выступление «Поп-механики» состоялось в Москве 14 апреля в доме культур «Москворечье». А через день группа отыграла часовой концерт в стенах общежития МИФИ.

, Сергей Анатольевич Курехин

В составе группы «Поп-механика»

  • 19 ноября 1984 года состоялось выступление группы Курёхина, получившее название «Поп-механика №12». Концерт проходил в Университете им. Жданова в Ленинграде. Гвоздём программы стало «разоблачение» Гребенщикова, которого администрация университета не хотела видеть в стенах вуза.
  • В марте 1985 года состоялось выступление «Поп-механики» на сцене Театра народного творчества. А в августе Курёхин принял участие в записи альбома «Дети Декабря» группы «Аквариум», что стало концом его сотрудничества с Гребенщиковым.
  • Летом 1986 г. Курёхин познакомился с молодым режиссёром Олегом Тепцовым, который срочно искал замену ушедшему композитору. За работу Сергей взялся с энтузиазмом, и через 2 года на экраны вышел фильм «Господин оформитель», после которого Курёхина отметили как прекрасного сочинителя и стали приглашать в кино в качестве композитора.
  • В Ленинградском дворце молодёжи осенью 1986 года состоялся концерт «Поп-механики», а уже в декабре выступление группы, запланированное в московском Центральном доме художника, было отменено.
  • 5 апреля 1987 в газете «Ленинградская правда» появился текст программного манифеста Курёхина «Наша правая позиция», в котором он писал, что рок более не является творческой музыкой. А уже 19 апреля «Поп-механика» приняла участие в телепередаче «Музыкальный ринг».
  • Новый 1988 год группа «Поп-механика» начала с концерта 19 января в Большом концертом зале «Октябрьский» в Ленинграде. В выступлении приняла участие и группа «Кино». 12–14 марта Курёхин со своими музыкантами снова играл на сцене того же зала, к музыкантам во время выступления присоединялись актёры театра «Лицедеи», а заканчивалось выступление показом мод и появлением на сцене коровы. 1988 год стал для Курёхина годом кино: на экранах выходит «Господин оформитель», а музыкант начинает сотрудничество с режиссёрами.
  • Зимой в январе-феврале 1989 года Курёхин с «Поп-механикой» приезжают в Ливерпуль дать концерт вместе с английским симфоническим оркестром. Вернувшись из Англии, 6-8 марта Курёхин провёл самую масштабную акцию-концерт «Галлюцинации к Женскому дню».
  • Короткометражный фильм «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» вышел в 1990 году, Курёхин написал к нему музыку.
  • В 1991 году музыкант выступил в новом для себя амплуа: он сыграл главную роль в фильме «Лох – победитель воды». 17 мая 1991 в знаменитом выпуске передачи «Пятое колесо» журналист Сергей Шолохов и Сергей Курёхин обсуждали истоки Октябрьской революции, утверждая, что Ленин является грибом. Осенью «Поп-механика» вновь выехала за рубеж: группа давала концерт во французском городе Нанте.
  • В 1992 музыкант вновь снялся в кино, на этот раз в короткометражке «Комплекс невменяемости». Летом Курёхин уезжает в Германию изучать культурологию и искать вдохновение для новой музыки. На время его отсутствия деятельность «Поп-механики» была приостановлена. Тогда же, узнав от эколога Йона Мелбаи о вымирании воробьёв в Скандинавии, Курёхин загорелся созданием экологической акции.
  • В начале 1933 года были записаны песни альбома «Воробьиной оратории», Курёхин вдохновлялся Чайковским и Вивальди. Уже весной в Осло состоялась презентация музыкальных сочинений.
  • В новом году Курёхин выступает в качестве композитора фильма «Три сестры», продолжает гастролировать с «Поп-механикой».
  • В 1995 году состоялось знакомство Сергея с философом Дугиным и писателем Лимоновым. Сблизившись с ними, Курёхин вступил в Национал-большевистскую партию. Его вовлечённость в политику стала камнем преткновения, из-за которого музыкант потерял многих друзей. 1 сентября «Поп-механика» выступила в Хельсинки, многочасовой концерт был полон неожиданных перформансов. Концерт 23 сентября оказался последним для группы Сергея Курёхина, он получил название «Поп-механика № 418».
  • В начале 1996 года Сергей уехал в США, чтобы записывать музыку с американским саксофонистом Кешаваном Маслаком. После он вернулся в Москву, где начал проводить много времени, снимаясь в телепередачах.
  • 16 апреля Курёхину стало плохо по дороге из Москвы в Петербург. Он еле вышел из поезда и весь день пролежал дома. На следующий день врачи не смогли сказать ничего конкретного, однако Сергею становилось всё хуже. Утром 7 мая на студии звукозаписи Курёхину стало плохо, он самостоятельно добрался домой, и жена вызвала скорую. В больнице в ночь на 8 мая музыкант перенёс четыре клинические смерти. В конце мая была проведена операция на сердце, после чего вынесен смертельный диагноз – саркома сердца. И всё же Курёхин успел на несколько дней съездить домой, после чего в июне его вновь положили в больницу. 16 июня Сергей отметил день рождения в больничной палате. Не приходя в сознание, музыкант скончался утром 9 июля, он похоронен на Комаровском кладбище.

, Сергей Анатольевич Курехин

Сергей Курехин незадолго до смерти

Личная жизнь

Курёхин был харизматичным молодым человеком и пользовался популярностью у девушек. Как-то после выступления с группой «Пост» он нашёл в кармане записку с телефонами. Позвонив по самому первому, он познакомился с девушкой Татьяной, это был 1973 год. Татьяна Паршина вышла за Курёхина осенью того же года, а уже в 1974 году у пары родилась дочь Юлия. Но отношения между супругами были напряжённые, и они развелись.

В течение следующих лет Курёхин имел несколько романов. В конце 70-х он познакомился с Алиной Алонсо и быстро влюбился, даже состоялась помолвка, однако пара быстро рассталась – Алина не выдержала характера Курёхина. Около 4 лет Сергей встречался с будущей актрисой Ларисой Гузеевой, помог ей переехать в Ленинград и вдохновил поступить в театральный институт.

, Сергей Анатольевич Курехин

Сергей Курехин и Лариса Гузеева

В 1982 году в гостях у Гребенщикова Сергей познакомился с Анастасией Фурсей, дочерью физика. Они не сразу понравились друг другу. Насте не нравилось высокое самомнение Курёхина, но всё же она согласилась прийти на его концерт и влюбилась в музыку Сергея. Вскоре завязались отношения, и 28 июля 1983 года Сергей женился во второй раз.

Молодожёны уехали в Крым, а по возвращении поселились у родителей Насти. 7 января 1984 года Анастасия Курёхина родила девочку Елизавету.

, Сергей Анатольевич Курехин

Со второй женой Анастасией и дочерью Елизаветой

Пара жила спокойно, без ссор и скандалов. Почти через 10 лет в сентябре 1994 года на свет появился 3-ий ребёнок Курёхина, сын Фёдор. Смерть пианиста сильно повлияла на его дочь Лизу. Она умерла 24 октября 1988 года, выпив много снотворного, предполагают, что это был суицид.

От дочери Юлии у него 2 внука: Никита (1995), Максим (2004).

Гениальный музыкант

Сергей Анатольевич Курёхин был гениальным музыкантом своего времени. Ещё при жизни он стал живой легендой, популярным в своей стране музыкантом. Его новаторский подход к музыке оказал влияние на многих коллег и знакомых. Курёхиным восхищались и одновременно не понимали его революционные подходы к выступлениям. Сергей был мистификатором, многие не понимали, где кончается его перформанс и начинается настоящий Курёхин.

Всю жизнь музыкант работал не жалея себя. Он написал много композиций в составе групп, выпустил несколько сольных альбомов, отметился как композитор и актёр в нескольких фильмах. Музыкальные фестивали его имени проводятся не только в России, но и за рубежом. В 2009 году появилась Премия имени Сергея Курёхина, она вручается молодым современным художникам.

Оцените статью
Добавить комментарий