Дамир Юсупов биография

Возраст: 45

, Дамир Юсупов

Дамир Касимович Юсупов. Родился 13 сентября 1977 года в Игарке Красноярского края. Российский пилот гражданской авиации. Командир воздушного судна Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», совершившего успешную аварийную посадку под Жуковским 15 августа 2019 года. Герой Российской Федерации (2019).

Дамир Юсупов родился 13 сентября 1977 года в Игарке Красноярского края.

По национальности — татарин.

Отец — Касим Камилович Юсупов (род. 1947), работал в 251-м Объединенном авиаотряде аэропорта Игарки, командир экипажа вертолета Ми-8, командир эскадрильи. Больше 20 лет летного стажа (более 14 000 часов налета), с 1993 года на пенсии.

Мать — Мянзиля Абдулхаевна Юсупова, работала медиком в аэропорту, проводила предрейсовые осмотры летчиков.

Старший брат — Олег Касимович Юсупов, майор полиции межмуниципального управления МВД России «Сызранское» (Самарская область).

Младший брат — Артур Касимович Юсупов, живет в Сызрани.

Его родители родом из Сызрани. После школы его отцу предложили поступить в Сызранское летное училище, где готовили военных вертолетчиков. Во время учебы он познакомился со своей будущей женой, которая училась в медицинском училище. После службы в армии отец переучился на пилота гражданской авиации, и его направили в Игарку, на Крайний Север.

В детстве Дамир был спокойным и дисциплинированным, хорошо учился. Он говорил: «Многие, когда вспоминают детство, говорят, что были сорванцами, хулиганами. Я – нет. Я был нормальным парнем и прилежным школьником. У меня было много друзей. Участвовал в художественной самодеятельности, даже в хоре пел два года: у меня обнаружился хороший слух и голос, хотя в музыкальной школе не учился».

Дамир Юсупов в детстве с родителями

, Дамир Юсупов

Уже в детстве определился, что станет летчиком: «В краю вечной мерзлоты, где я рос, зимой единственный транспорт – авиация. В нашем доме было восемь квартир, и большинство соседей – авиаторы. С детства знал, что буду летать. Другие варианты даже не рассматривались… Отец с малых лет постоянно брал меня к себе в кабину. На вертолете Ми-8 есть достаточно обширное пространство у переднего стекла, где меня и усаживали».

В 1993 году семья переехала в Сызрань, на родину родителей. Там он в 1994 году окончил среднюю школу.

Интересное  Светлана Берсенева

В 1996 году окончил Сызранский политехнический колледж, проходил срочную службу в танковых войсках Вооруженных сил Российской Федерации. Служил в танковом батальоне механиком-водителем.

При поступлении в летное училище Дамира Юсупова не приняли — не прошел медкомиссию.

В 2005 году окончил заочное отделение юридического факультета по специальности «юриспруденция» в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова. Несколько лет работал по специальности в городской администрации Сызрани.

В 2013 году с отличием окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. П.Ф. Еромасова (филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации). С того же года работает в авиакомпании «Уральские авиалинии».

В 2014 году обосновался в Полевском.

В 2018 году заочно окончил Ульяновский институт гражданской авиации по специальности «Аэронавигация».

Аварийная посадка A321 под Жуковским

В должности командира воздушного судна на момент инцидента с Airbus A321 проработал год.

15 августа 2019 года авиалайнер Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии» выполнял плановый рейс U6 178 по маршруту Москва-Симферополь. Командиром воздушного судна был Дамир Юсупов, вторым пилотом — 23-летний Георгий Мурзин.

Вскоре после вылета из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек, после чего оба двигателя были повреждены и частично потеряли тягу до значения, ниже тяги одного исправного двигателя в режиме взлета. В результате дезорганизованных и непоследовательных действий пилотов, самолет не смог набрать необходимую для ухода на второй круг высоту и совершил вынужденную жесткую посадку на кукурузное поле за пределами аэропорта.

Самолет совершил вынужденную жесткую посадку с выключенными двигателями без выпуска шасси в Раменском районе приблизительно в 5 километрах от торца взлетной полосы. Во время посадки при скольжении по полю произошел отрыв двигателя № 2 (правого). Обследование показало, что борозда торможения самолета составила 200 метров. Люди из самолета были эвакуированы по надувным трапам.

Интересное  Керсти Крейсманн (Kersti Kreismann)

Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, 74 человека получили травмы различной степени тяжести.

, Дамир Юсупов

К моменту аварийной посадки A321 под Жуковским у Дамира было четыре тысячи часов налета. Об инциденте он вспоминал: «Мы вылетали из подмосковного аэропорта в Жуковском. Прошли предполетный мед­осмотр, провели брифинг с экипажем. Пассажиры поднялись на борт. Диспетчер сообщил погодные условия, стандартно предупредил, что возможны перелеты птиц. Но мы, когда выруливали на полосу, их не видели. Лишь после отрыва самолета заметили огромную стаю чаек, которая поднялась, вспугнутая ревом самолета. Мы услышали удары по фюзеляжу, крыльям, по шасси. В подобных ситуациях основная масса птиц попадает в двигатели, у которых огромная всасывающая сила, именно это и случилось. Послышался характерный звук падения оборотов левого двигателя. Но самолет способен лететь, маневрировать и на одном двигателе. Можно было развернуться и зайти на посадку на аэродроме. Но тут стал отказывать второй двигатель, набор высоты прекратился. Мы доложили диспетчеру об аварийной ситуации, и дальше вместе со вторым пилотом Георгием Мурзиным действовали не только по инструкции, но и по наитию: увидели подходящее поле, убрали шасси, стали садиться. Посадка получилась жесткой. Самолет был обесточен, замок, запирающий бронированную дверь в нашу кабину отключился, дверь открылась, и к нам залетели какие-то вещи из салона».

С момента взлета до посадки в поле прошло всего 93 секунды.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2019 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Юсупову Дамиру Касимовичу (а также второму пилоту воздушного судна Георгию Мурзину) присвоено звание Героя Российской Федерации. Золотая звезда вручена в Кремле Президентом России Владимиром Путиным 21 ноября 2019 года.

Интересное  Анна Византийская

В 2020 году ему присвоено звание почетного гражданина города Полевского.

С 20 июля 2021 года – член Общественной палаты Свердловской области 5-го созыва. Дамира Юсупова активно пытались вовлечь в политику, приглашали войти в тройку лидеров в списке «Единой России» на выборах в Госдуму. Но он отказался, пояснив, что очень долго шел к своей мечте — стать летчиком, и он предан авиации и небу: «Как после этого уйти в политику? Нестыковка. Люди могли бы счесть мои прежние слова махинацией. Поэтому я отклонил предложение и сказал: «Извините. Не сейчас».

В 2023 году на экраны вышел художественный фильм режиссера Сарика Андреасяна «На солнце, вдоль рядов кукурузы» о происшествии под Жуковским и подвиге Дамира Юсупова. Сам Юсупов выступил консультантом фильма.

Личная жизнь Дамира Юсупова:

Дважды был женат.

Первая жена — Амина Юсупова. В браке родились сыновья Ильяс (2006 г.р.) и Исмаил (2007 г.р.). Развелись в 2012 году.

Вторая жена — Наталья Юсупова. Они познакомились в 2014 году на борту самолета рейса Екатеринбург — Краснодар. Их отношения развивались стремительно и через полгода пара оформила брак.

Во втором браке у Дамира есть приемная дочь Анна (2012 г.р.) и сыновья Динислам (2016 г.р.) и Карим (2022 г.р.).

Дамир Юсупов и жена Наталья

, Дамир Юсупов

Награды Дамира Юсупова:

Герой Российской Федерации
Нагрудный знак «Отличник воздушного транспорта»
Почетный гражданин города Полевского

Образ Дамира Юсупова в кино:

2023 — На солнце вдоль рядов кукурузы — в роли Дамира Юсупова актер Егор Бероев

Егор Бероев в роли Дамира Юсупова

, Дамир Юсупов

последнее обновление: 01.03.2023

Биография Дамир Юсупов личная жизнь

В статье рассказывается о личной жизни и искустве Дамир Юсупов биография.
Оцените статью
Добавить комментарий